
В Колвице нас интересовало две вещи: Чёрный падун и горбуша. Причём, желательно, одновременно :) Вы же в курсе про "нечётную" беломорскую горбушу? Не в курсе? Тогда сейчас расскажу!..
Горбуша - совершенно потрясающая рыба! На Дальнем Востоке, откуда она родом, существует две её популяции - "чётная", нерестящаяся в чётные годы, и "нечётная", нерестящаяся в нечётные годы. Эти две популяции, как вы понимаете, на нересте никогда не встречаются, развиваются независимо друг от друга, и, по мнению отдельных учёных, вообще являются чуть ли не двумя разными видами горбуши. В 1950-х годах на Кольском полуострове начались эксперименты по интродукции дальневосточной горбуши. Первоначально икру или мальков (от 6 до 36 млн.штук за сезон!) выпускали в реки бассейна Баренцева моря, но особых успехов там не достигли. Рыба, благодаря присущему ей хомингу (способности возвращаться на нерест в те же самые реки, где она вылупилась из икры), конечно, возвращалась на нерест в те же речки, но было её немного - буквально десятки особей за весь сезон. В 1960-х годах эксперимент переместился на Белое море: икру ежегодно выпускали в Умбу, Кереть, Онегу и другие крупные реки. Домой возвращалось от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч особей, и иногда удавалось даже чего-то там наловить в промышленных масштабах. После прекращения "подселения" икры в 1978 году рыба возвращаться в реки на нерест практически перестала.
Современная история беломорской горбуши началась в 1980-х годах. В 1984 году в реку Онегу выпустили около 1 млн., а в 1985 году в реку Умбу - более 2 млн. икринок охотской популяции горбуши, более холодостойкой по сравнению с южносахалинской и камчатской, которую пытались акклиматизировать в 1960-70-х годах. Икре, завезённой в чётный 1984 год, в очередной раз не повезло, она не прижилась. Повторная попытка заселить в Белое море "чётную" горбушу в 1998 году также провалилась. А вот в нечётном 1985 году икра оказалась какой-то сверхудачной (или сверхудачливой) и дала жизнь нынешней популяции, которая за следующие шесть поколений перевалила за 600 тысяч особей. "Нечётная" горбуша начала быстро приспосабливаться к более холодному по сравнению с её родиной климату: у неё сместилось время нереста, увеличилось количество икры, молодь стала питаться ещё на нерестилищах и скатываться в море позже. Одним словом, эксперимент удался на славу. Вот уже 18 поколений "нечётной" горбуши массово возвращаются на нерест в реки Белого моря, что говорит о формировании стабильной самовоспроизводящейся популяции. Авторы эксперимента могут собой гордиться :) Другое дело, что хоминг у горбуши оказался таким себе, и она за три с небольшим десятка лет успешно захватила все северные реки от Норвегии до Урала, выдавив оттуда сёмгу и прочие местные виды. Этакий агрессивный борщевик из мира рыбов :)
Собственно, мы и ехали смотреть на это самое 18 поколение. Увидеть своими глазами и показать детям ход горбуши на нерест - как в фильмах про медведей и Камчатку - было одной из главных целей всей нашей поездки на Белое море :) И всё получилось! Проход горбуши на нерест в 2021 году оказался чуть ли не самым массовым за всё время с 1987 года! Рыба идёт в реку красиво: вода бурлит, рыба выпрыгивает из воды, старательно пытается проскочить вверх по порогу. Настоящая киношная классика, разве вот что с медведями не повезло :) Все окрестности моста через Колвицу (67.083679, 32.996450) были уставлены машинами. Трафик на тропинке по левому берегу, ведущей к смотровухе на водопад (правый рукав 67.083679, 32.996450, левый рукав 67.083265, 33.012543) был как на Невском в час пик. Рыбаки были повсюду: на реке, в лесу, на водопаде, на мосту, ниже моста, выше моста. Само собой, большинство рыбаков было без лицензий, ловили они отнюдь не на "мушку" (идущая на нерест горбуша уже практически не питается), и потому очень нервно реагировали на человека с большим фотоаппаратом. Было несколько неприятных диалогов, но без особой агрессии.
Посмотрев на порог (он, конечно, хорош, но всю его красоту затмили скачущие через него рыбовы) и так и не сумев подобраться к преодолевающей порог горбуше достаточно близко, чтобы хорошо её заснять, мы вернулись к машине. На лесной тропинке недалеко от мостика через ручей Бревенный (67.083270, 33.004540) дети обрели рыбину. Свежую, только что потерянную кем-то из тех рыбаков, что табунами бегали вдоль реки в поисках хороших рыбных мест. Мы с Алёной не большие фанаты рыбы как продукта питания, но конкретно эта рыбина, разумеется, была подобрана, упакована в пакет и засунута в рюкзак, потому что оставлять её тухнуть в лесу - это кощунство. Рыбаки, к слову, продают свой браконьерский улов за копейки, тарифы 2021 года за рыбину на кило-полтора - 150 за самца, 250 за самку с икрой.
Вечер наш прошёл на озере Колвицком. Здесь рыбаков было поменьше: люди подъезжали к берегу, спускали на воду лодку и уходили куда-то к северному берегу. И возвращались уже глубокой ночью, так что большую часть вечера на мысочке (67.034245, 33.470967) мы были одни, до ближайшей палатки было метров сто. Съезд с шоссе и дорожки на мысу- вполне сносные, хотя и песчаные. Мы поставили палатку, быстренько окунулись в холоднющее озеро, поужинали, полюбовались встающими над водой Йолга-тундрами и дальними, но легко узнаваемыми Хибинами, и прогулялись по берегу примерно до точки 67.037908, 33.457726, с опаской глядя на приближающуюся с северо-западу тьму. Часов в 10 вечера поднялся ветер, вместе с которым пришёл натуральный дубак. Мои заползли в палатку, надышали там и с удовольствием задрыхли, а я почистил и присолил колвицкую добычу, скормил чайкам рыбью башку, немного поснимал закат скрюченными от холода пальцами и только потом присоединился к семье.
Мост через Колвицу, в перманентно недостроенном состоянии.

Речка Колвица и рыбаки, вид вверх по течению.

Вид в сторону моря, на горизонте - Колвицкая губа Белого моря. Над морем поднимаются Домашние тундры: слева Окатьева (539 м.), справа Ключихинская (534,6 м.), между ними - ущелье Железные ворота (перевал на высоте около 350 м.).

Памятный камень с историческими вехами.

Никольская часовенка (2015-17 гг.) над переправой.

Указатель на водопад. На самом деле, от часовни до смотровой - около километра :)

"Экотропа". Оцените трафик!

Мостик через ручей Бревенный, рядом с которым мы нашли рыбину.

Колвица на участке между порогом и мостом.


По таким перекатам к Чёрному падуну подбирается рыба.

Водопад (вернее, конечно, порог) Чёрный падун на Колвице. Это его левый рукав, с высотой падения около 6 метров.

В водобойной яме горбуша отдыхает, прежде чем рвануть вверх. Здесь-то её и таскают многочисленные браконьеры. Сделать кадр без людей и без удочек мне так и не удалось, даже в этом кадре есть удочка...

А это правый рукав. Количество рыбаков зашкаливает, они матерно ругаются, когда снимаешь водопад вместе с ними, ибо никто из местных, конечно, никаких лицензий никогда не покупает. На нашем берегу такая же картина, все спуски к воде заняты рыбаками, к реке толком не подойти.

Стоянка на Колвицком озере.

Вид из палатки на Хибины и приближающийся облачный фронт.

Вода на Кольском - это отдельный жанр искусства.

Сейчас будет заныр!


Вода жидкая - значит, можно купаться :)

Мелкому холодно, аж трясёт и зубы сводит! Но искупаться и не позагорать - это не его вариант. Вот и загорает из последних сил, как видите ;)))

Полтора часа спустя ребёнок одет уже по погоде :)

В поисках цветных камешков.

Старший медитирует.

Во-о-он там - Хибины :)

Но нужно чётко знать, куда смотреть!

Берег озера. Наша палатка стоит в самой левой точке береговой линии.

Пляжик под обрывом не то чтобы идеально чистый, там попадается и плавник, и завалы из брёвен. На одном из кадров выше, присмотревшись, вы найдёт е даже зарытую в песок металлическую бочку. Но место там всё равно хорошее, нам понравилось там стоять. Только очень уж холодно было. Но красиво. Но холодно :)

Сеня в лесу.

Лишайник кладина, более известный как "ягель" или "олений мох".

Йолги-тундры над западным берегом Колвицкого озера.

Дело идёт к закату.

Закат над Колвицким озером.

Вот эти вот облачка на северо-западе не предвещают ничего хорошего. Но они красивые! :)

Солнце падает за Йолги.

Красиво, но очень холодно.

Северный ветер выбивает из пальцев последнее тепло, на улице - градусов шесть.

Мои укладываются, а я в компании нескольких чаек заледенелыми руками разделываю рыбину на берегу озера.

Рядом валяется неведомая хрень. Это явно чьи-то бренные останки - но вот чьи?..

no subject
Date: 2023-08-18 09:59 pm (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Природа (https://www.livejournal.com/category/priroda?utm_source=frank_comment), Путешествия (https://www.livejournal.com/category/puteshestviya?utm_source=frank_comment), Россия (https://www.livejournal.com/category/rossiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2023-08-19 03:55 am (UTC)мы рыбов видели в Титовке,скакали они наотлично)
ПС-Колвицкое вообще мое любимое озеро) и стояли мы на одной стоянке!
no subject
Date: 2023-08-19 08:43 am (UTC)Ты про нынешний год? Мы в этом году вообще мимо рыбов пролетели, они в середине июня ещё не пришли. Но и потом в июле, говорят, проход был так себе, с 2021-м даже близко не сравнить.
А стоянка отличная. Жаль, дров маловато и идти за ними далеко. Мне было лень, я ужин и завтрак на горелке готовил ;)
no subject
Date: 2023-08-19 08:56 am (UTC)no subject
Date: 2023-08-19 07:09 am (UTC)no subject
Date: 2023-09-03 06:46 pm (UTC)кросивоэ)
где фото рыбов то кинематографичное? воду вижу, рыбов нет. не показываете?)
так вот ты какой —
северный оленьягель олений!)no subject
Date: 2023-09-05 06:48 pm (UTC)Ненавижу вертикальные видяхи :(
Видно чё-нить? Это в Умбе, рядом с мостом на плёсе выше порога :)
no subject
Date: 2023-09-06 03:06 pm (UTC)прииикольно! жаль нет кинематграфиных выпрыгиваний в водопад))
з.ы. ненпвидишь, а снимаешь)))
no subject
Date: 2023-09-06 05:35 pm (UTC)Водопад снимали издалека, поймать в кадр прыгнувшего рыбова не вышло :(
Вертикальноэ снимает Алёна. Я в поездках видео не снимаю, тк с нормальным фотиком хожу и телефон из машины даже не достаю.
no subject
Date: 2023-09-07 02:45 pm (UTC)Мой бывший кэнон 5дмк2 умел снимать видео))
no subject
Date: 2023-09-07 06:33 pm (UTC)У меня первый пятак, он не умеет :)