serguntius: (Default)
[personal profile] serguntius


Александровский дворец в Царском Селе всегда был любимой резиденцией Николая II. Именно здесь он проводил бОльшую часть своего времени, именно здесь было настоящее средоточие придворной жизни, и именно здесь императором и двором принимались европейские послы и коллеги-монархи. Практически сразу после вступления Николая II на престол, в 1895 г., было начато строительство собственной императорской железнодорожной ветки от Варшавской железной дороги до деревни Большое Кузьмино. На окраине Большого Кузьмино, в одной версте от Александровского дворца, был построен деревянный царский железнодорожный павильон, и в 1896 году к этому павильону со сторону станции "Александровская" пришли рельсы и первый царский состав...


Современные исследователи "царской ветки" сходятся во мнении, что 1-й и 2-й пути этой железной дороги строились одновременно - в 1895-96 гг., хотя документально это подтверждено только для 1-го пути. Первый путь, длиной 2,6 версты, связал между собой станцию "Александровская" Варшавской железной дороги и Царский павильон в Большом Кузьмино, и был удобен для движения царских составов и поездов с гостями ЕИВ из/в Европу. По первому пути Николай II ездил в Гатчину к матери и в европейские загранкомандировки. Второй путь, длиной 1,4 версты, связывал Царский павильон и пост на 18-й версте всё той же Варшавской железной дороги, и предназначался для поездок из Царского Села в Петербург и наоборот. Некоторые исследователи считают, что второй путь "царской ветки" был построен на 2 года позже первого (и именно поэтому он - второй), в 1898 г., и что эти два года Николай II ездил из Петербурга в Царское и обратно с перецепкой паровоза и сменой направления движения по станции "Александровская". Возможно. Документов, подтверждающих или опровергающих это, вроде бы пока не обнаружено...

Есть у "Императорского пути" и третья ветка, "выделенка", самая длинная и самая интересная, но о ней - в следующий раз.

Идея пройти/проехать на велосипеде вдоль всей тридцатикилометровой трассы "Императорского пути" и сфотографировать то, что осталось от него на местности, ИМХО, вполне нормальна для любого уроженца Царского Села, хотя бы немного интересующегося историей своей "малой родины". Первопроходцем (ну... этаким современным "первопроходцем"...), отснявшим "царскую ветку" еще 10 лет назад, и удостоившимся за это упоминания в "Википедии", принято считать ЖЖ-юзера [livejournal.com profile] fedor_ragin. Посты автора про царскосельские мосты со схемами и историческими фотографиями категорически рекомендуются к просмотру!

Были и после него люди, чьи отчёты легко гуглятся яндексом :) а в этом году и я наконец-то реализовал похожую задумку. Лично у меня на всё ушло три несложных и недлинных дня - два в мае (на велосипеде) и один в ноябре (пешкодралом).

Вокзал в Александровской 1860-х гг. постройки. Именно отсюда начинается 1-й путь царской железной дороги.


Фундамент часовни у вокзала. Белокаменная Александровская часовня у вокзала была построена в 1868 г. в память о спасении Александра II после покушения на него на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Разобрана в 1949 году во время комсомольского субботника.


В 2011 году поверх фундамента воткнули чёрно-жёлтый крест с фоткой Николая II. Плохо понимаю, за что я ему должен быть благодарен, если честно...


1-й путь. Рельсы имеются почти на всей исторической длине пути, в настоящее время зарастают.


Рельсы идут до "Александровского завода" (металлообработка, металлоконструкции, а раньше - ремонт паровозов, ж/д техники и т.д.), где и заканчиваются, не доходя до Царского павильона.


Впереди - мостик! Не буду сбивать нумерацию, сложившуюся в публикациях о царскосельских мостах "царской ветки", и назову его мостом №0, хотя географически этот мостик - первый от "Александровской". Под мостом течёт ручей - приток речки Кузьминки.


Мост №0 - балочный: стальная балка уложена на двухуровневые опоры, поверх балки нахлобучено железнодорожное хозяйство.


Нижняя часть береговых устоев отделана гранитом, верхняя сложена из пудостского известняка и накрыта сверху гранитным козырьком.


Между мостом №0 и мостом №1.


Рельсы ржавые. Дорога заброшена и не используется уже много лет...


Самый красивый железнодорожный мост в Царском Селе - мост №1 царской ветки. Такой тип во времена постройки назывался "труба".


Мост прекрасно сохранился до нашего времени. В трубе течёт речка Кузьминка.


Отделан мост, опять же, пудостским камнем и розовым гранитом. Очень красиво!


Долина Кузьминки, вид с моста №1 вниз по течению реки.


1-й путь между мостом №1 и "Александровским заводом".


Железная дорога заброшена. Боюсь, когда-нибудь настанет день ночь, и рельсы отсюда исчезнут :(


Т.к. сквозного прохода через "Александровский завод" нет, выбираюсь через дачный посёлок на Кузьминское шоссе.

Указатель на Кузьминском шоссе.


Кузьминское шоссе - это край непуганной городской скульптуры. Это вот "Мироносец" кузнеца Андрея Сельменских.


Рядом - монументальный отель "Форт Колесник" (2007-17 гг.), в глубине души представляющий собой заводской цех, перестроенный под гостиницу. Справа от здания - скульптурный фонарь "Лебединая песня" Михаила Колесника (2016 г.).


Заводоуправление "Александровского завода" (2001-03 гг.). За этим зданием - исторические "паровозо-вагонные сараи" (1903 г.), предназначавшиеся для отстоя и ремонта царских поездов. Там же - ж/д тупик, куда приходят современные рельсы, лежащие на 1-м пути.


Городская скульптура продолжается... "Рыбий мостик" Андрея Сельменских, который ведёт к гипермаркету "СПАР".


1-й путь царской ветки проходил ровно за пешеходным переходом, поперёк кадра.




Рядом с мостиком - рыбина с монеткой в пасти и кованная скамейка. Всё это зовётся скульптурная композиция "Аллегория семейной жизни" (2013 г.).


Императорский павильон (1912 г.), второе на этом месте здание царского вокзала (первое было деревянным и сгорело в 1911 г.).




Состояние - руина, и уже давно, лет пятьдесят.


Окошки...




Башня над центральным входом. Раньше под башню вёл пандус, по которому под крышу заезжали кареты. Ныне он врос в землю и не виден.


Бетонный орёл Малого Государственного Герба РИ более-менее сохранился, сбиты только гербы царств и княжеств на крыльях.


Портал центрального входа под башней с гербом. Сюда по пандусу могли заезжать кареты, дабы ЕИВ мог пройти сразу в помещение вокзала (и наоборот), не выходя под дождь.


Остатки росписей. В самом здании также сохранилась часть росписей, но внутрь в этот раз мне попасть не удалось.


Вокзал со стороны путей. Пути располагались на месте травки, над путями был стометровой длины дебаркадер, под которым помещалась большая часть царского состава. За спиной у меня было путевое развитие станции - ж/д путь к разворотному кругу для паровозов, путь к "сараям", 1-я ветка в "Александровскую", и 2-я ветка - к посту на 18-й версте Варшавской железной дороги.


Гербу над входом со стороны дебаркадера и путей повезло меньше...


По 2-й ветке и пойдём дальше!

Кузьминское водохранилище в ноябре...


Водохранилище в районе плотины, которая появилась после войны, в 1960-х гг.


Перегорожена была небольшая речка Кузьминка, протекавшая в глубокой долине на склоне Балтийско-Ладожского глинта.


Между "сараями" и речкой Кузьминкой от железной дороги осталась только выемка, возле реки переходящая в невысокую насыпь. Вдали на фото - "Александровский завод", я пришёл на берег водохранилища как раз оттуда. Рельсов на 2-й ветке нигде нет, всё снято ещё до войны.


Береговые устои моста №2, также перекинутого через Кузьминку.


Раньше, до заполнения водохранилища, эти две опоры стояли на берегах речки.


Сейчас стоят в воде, и только иногда оказываются на суше.


Мост был балочным, балка укладывалась на цементную подушку. Подушки эти на обеих опорах сохранились до наших дней.


Сложены опоры из того же пудостского камня, центральная часть заполнена песком.


Между мостом №2 и примыканием к основной ветке Варшавской ж/д "Императорский путь" пролегал в глубокой выемке.


Сейчас в выемке болото, склоны заросли деревьями и кустарником. Идти можно только по гребню.


На дне.


18-я верста Варшавской ж/д - место, где от основного хода Варшавской железной дороги отходил 2-й путь Царской ветки. Вид в сторону Питера.


Вид в сторону Царского павильона. Выемка отлично читается: ветка проходила в том месте, где в центре кадра месиво из деревьев и кустарника...

Date: 2017-12-19 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
А я вот в Александровском всего один раз был, причём, давным-давно, в конце 90-х. И только в нескольких комнатах, открытых сразу после ухода военных.

Date: 2017-12-19 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] morita.livejournal.com
росписи классные

Date: 2017-12-19 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Внутри, я так понимаю, тоже что-то сохранилось. Но я не стал ломиться в закрытую дверь в заборе.

Date: 2017-12-19 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Спасибо, интересно. Восстановить бы это всё и сделать туристический поезд, например)

Date: 2017-12-19 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Идея с поездом прекрасна, но восстановить движение ни по одной из веток уже не получится. Чистая экономика: 1-я и 2-я ветки - в промке и в полях, там смотреть не на что, 3-я ветка застроена жильём, поперёк неё идёт нитка газопровода и будущая скоростная трасса М-11 (СПб-Мск), часть насыпи использована под ДЖД, и т.д. Про 3-ю ветку отдельный пост делать буду, что сам видел - всё расскажу и покажу...

В лучшем случае можно попытаться сделать что-то историческое в "царском павильоне". Но скорее всего и тут ничего не выйдет, потому что к руине, зажатой между промкой, студгородком, дачами и гипермаркетом, нет интереса ни у инвесторов, ни у государства :(

Date: 2017-12-19 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] marisha-amber.livejournal.com
Ой, какой красивый павильон. И как жалко, что в таком ужасном состоянии((

Date: 2017-12-19 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Ага. Как будто оккупанты из Царского Села не 74 года назад ушли, а на прошлой неделе. Плюс-минус пару дней :(

Date: 2017-12-19 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] teufelus.livejournal.com

Интересно. Спасибо за экскурс. Не знал, что рельсы в большинстве сохранились.

Date: 2017-12-19 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Рельсы сейчас только на первой ветке лежат, и уже не исторические, а современные. Хотя и ржавые. Третью ветку разобрали практически сразу после революции, вторую - в промежутке между Гражданской и Великой Отечественной.

Date: 2017-12-20 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
странно, что не написали "прости нас, государь!"

Date: 2017-12-20 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
И ещё что-нибудь про ритуальный характер убийства, ага...

Date: 2017-12-20 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
нене, это уже свежая фишка

Date: 2017-12-21 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] fairylive.livejournal.com
Ты бы брал меня в подобные ПВД что-ли. А то тусуюсь тут в Пушкине, а ты мимо оказывается с фотиком гуляешь.

Кстати не был ещё в музее РЖД, что рядом с Балтийским вокзалом? Вход бесплатный, детям на пару часов будет чем заняться. Ну и взрослым тоже) Музей правда огроменнейший. И советую запастить бутерами и чаем. В кафешках дорого и очень много людей. Приходить лучше с утра пораньше. Иначе придётся стоять километровую очередь.

Date: 2017-12-21 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Я слишком внезапно и бессистемно в такие прогулки собираюсь, чтобы кого-то с собой звать. К тому же, ты пару-тройку раз после наших с Алёной настойчивых звонков не брал трубку :(((

Касательно музея - да, был. вК фотки висят. Очереди на вход вообще не было, мы не стояли ни минуты. Сене в музее стало скучно примерно через полчаса, следующие полчаса мы его буквально пинками гоняли по экспозиции, а потом нам всем троим такое времяпрепровождение надоело, и мы свалили домой.

Музей получился по-настоящему интересным только для полоумных ж/д фанатов. С детьми там делать нечего. Без экскурсии там нечего делать и взрослым. Строят лесенку к экспонату - и ставят рядом бездельника, чья задача - гонять от этой лесенки всех желающих по ней подняться. Распиливают паровоз вдоль - и ставят к такому же соседнему паровозу бездельника, чья задача - гонять от этого паровоза всех желающих на него забраться. Тратят охренительные миллионы на постройку здания и всю эту мультимедийную начинку - и тупо жмотятся купить тонну песка, чтобы зимой посыпать им дорожки на уличной экспозиции. И одновременно приставляют к уличной экспозиции бездельника, чья задача - гонять от паровозов всех желающих на них забраться.

Короче, одно сплошное расстройство. Я туда ещё раз летом схожу, постараюсь проникнуться. Сейчас музей вообще не зашёл :(
Edited Date: 2017-12-21 09:11 pm (UTC)

Date: 2017-12-21 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] fairylive.livejournal.com
Ну у меня тоже такое двоякое чувство осталось. Мол вроде и интересно но надо всё читать, а читать там столько что охренеешь. Мы были вроде там почти 3 часа и это просто ходили, особо не вчитываясь в огромные планшеты. Но с нами был машинист поезда метро и он как человек непосредственно разбирающийся во всём что касается поездов нам проводил свою экскурсию)

Экскурсии кстати там тоже водят. Мы пару раз присоединялись то к одной то к другой.
Я был без фотика так что ходил с чувством что надо ещё вернуться.

PS Про не брал трубку - виновен. Иногда отключаю телефон и пока не проснусь не включаю его. А проснуться я могу и в обед. И даже тогда могу забыть включить. Потом к вечеру пропущенные звонки и потеряный день... Но я не специально) Просто планируйте не так спонтанно)

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 10:00 am
Powered by Dreamwidth Studios