serguntius: (Default)
[personal profile] serguntius


8 января мы поехали домой. Выкатились мы из деревни довольно рано, часов в 11 утра, и смогли потратить несколько светлых солнечных дневных часов на небольшое кольцо по окрестностям пгт Плюсса. В принципе, можно считать эти фотографии логическим продолжением нашего летнего гдовского приключения - если бы мы не торопились попасть в деревню в крайний день нашей июньской покатушки, мы вполне могли бы увидеть всё это ещё тогда, но немного в другом порядке :)


Свернув на Андромер, мы заехали в Полосы к тамошней деревянной часовенке, после чего ненадолго выехали на шоссе Заполье-Плюсса-Ляды-Гдов и покатили в сторону Плюссы. Проехав Которск, мы свернули на лесную дорожку к Погорелово, по которой с большим трудом пробились к деревне. Дорога представляет собой бесконечную череду ям, в которые мы ныряли едва не черпая снег решёткой радиатора... Что здесь творится весной или после хороших дождей - страшно и подумать... Посмотрев на свежеотреставрированную церковь в Погорелово, мы отправились смотреть остатки усадьбы в соседнем селе Гривцово. Остатки эти оказались более чем нажористы: мы обнаружили в усадьбе заброшенный двухэтажный каменно-деревянный "дом с мезонином" и сумели его облазать. Кроме того, издалека удалось сфотографировать прекрасно восстановленные (и потому обитаемые) дома основной усадьбы.

К моменту заезда в следующую усадьбу - Лющик - Сеня уже конкретно задолбался от сидения в кресле, и отрубился на дневной сон. Так что в Лющике они с Алёнкой остались в машине, а я в гордом одиночестве сходил к усадебному дому и сделал несколько кадров. По большому счёту, в этот момент покатушка и закончилась, ибо имея в машине спящего ребёнка, останавливаться в усадьбах Римского-Корсакова Любенске и Вечаше и пытаться посетить музеи, находящиеся в усадьбах, смысла не было. Любенск и Вечашу мы проехали транзитом. Крайней точкой покатушки, после которой мы выбрались обратно на "киевку" и покатились домой, стала деревня Шереги. Туда мы пробились по заснеженной грунтовке от Любенска, и целью заезда была валунно-кирпичная Покровская часовня, которой до сего момента не было на "соборах.ру". Теперь будет! ;)))



Знаменская часовня в Полосах, первая половина XIX в.


Бывший магазин в дореволюционном домике. По-моему, тоже в Полосах, но могу и ошибаться.


Успенская церковь (1795 г.) в Погорелово, свежеотреставрированная в 2014-16 гг.


Усадебный дом в Гривцево. Подозреваю, это тот самый, единожды упоминаемый в Интернетах "дом с мезонином" помещицы Марии Татищевой. перевезённый в начале XX в. из соседней деревни Ретени.


Огромный красивый дом практически полностью заброшен, причём заброшен относительно недавно.


Ещё недавно здесь кипела жизнь...


Несоразмерная дому лестница - явный результат перепланировки дома, случившейся с ним после миграции из Ретеней.


Лестница на второй этаж.


Третий этаж, тот, где мезонин. Под крышей мезонина- хламовник и голубиное дерьмо...


Интерьеры... Ещё недавно здесь были обитаемые квартиры.






Зала одной из квартир.


Большинство квартир качественно отмародёрены - примерно как на фото. Но кое-где и замки висят, и окна целы.


Одна из кухонь "дома с мезонином", с дровяной печью.


Это тоже Гривцово, какая-то хозпостройка барской мызы.


Всё что удалось найти на мызе Гривцово "с наскоку" - это кирпичные дома, стоящие на берегу речки, и принадлежавшие когда-то помещику Тирону. Дома обитаемы.


У моста через Курею, рядом с усадьбой.


Ну и крайняя в тот день усадьба - Лющик. Валунный амбар в центре деревни и дорожка, ведущая к реставрируемой усадьбе Левенгагенов.


Усадьба Левенгагенов "Лющик". Усадьба выгорела в недалёком 2008 году, последние лет шесть здесь стояли крошащиеся стены без всяких намёков на крышу и перекрытия...


Боковой (южный) фасад.


Восточный фасад.


Сейчас в Лющике идёт реставрация, местами очень топорная, с помощью силикатного кирпича. Если потом оштукатурят - может оно и сойдёт, но пока ужосужосужос...


Что будет внутри - неизвестно.


Дорога на Шереги :)


Световой день короток: тени уже длинные, а до дома ещё 200 км...


Покровская часовня (1913 г.) в Шерегах.


Красивая, кирпично-валунная. Здесь, скорее всего, была иконка...

Date: 2016-06-02 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Интересные места. Я вот как-то на северной Псковщине совсем не бывал (если иметь в виду районы, смежные с ЛО), — только в Гдове. На днях, кстати, съездил на юг Псковщины. Себеж наконец-то посетил :))

Дом с мезонином колоритен. Странно, что жильцы всё имущество оставили. Как будто эвакуировались.

Date: 2016-06-02 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
У меня там было ощущение, что я где-нибудь в Припяти...

Поздравляю с Себежем! :))) Он прекрасен, и окрестности его - тоже.

Date: 2016-06-02 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Окрестности я не особенно охватил. Но прогулялся на несколько километров к югу от города по перешейку между озёрами. Сосновые леса там классные. Ещё в Идрицу съездил, но там только по самому посёлку погулял.

Date: 2016-06-02 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Вот-вот, я как раз про сосновые леса и говорю! :)

Date: 2016-06-03 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] kobrochka1.livejournal.com
Грустно... Невольно вспоминается Аркадий Гайдар. 1928 год. Повесть "На графских развалинах" Усадьбу старинную мужики сгоряча
разграбили. Невдомек было, видно, что усадьба-то пригодиться может. В
суматохе кто-то то ли нарочно, то ли нечаянно запалил ее. И выгорело у
каменной усадьбы все деревянное нутро. Одни только стены сейчас торчат, да и
те во многих местах пообвалились. А от оранжерей и помину не осталось.
Стекла в гражданскую войну от орудийной канонады полопались, а дерево
сгнило.
Раньше хоть мимо дорога была, но с тех пор как построили новый мост
через Зеленую речку, совсем усадьба в стороне осталась. И стоит она на
опушке, над оврагом, как надмогильный памятник старому режиму.
Edited Date: 2016-06-03 09:00 am (UTC)

Date: 2016-06-03 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
На северо-западе в каждой второй деревне такой "памятник" стоит...

Date: 2016-06-03 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] frosya-hod.livejournal.com
Вот у меня тоже ощущение от дома в Гривцево, как от Припяти.

В Лющике, смотрю, уже окна вставили. Во всяком случае, изменения по сравнению с ноябрем 2014 года налицо:

sm-p1170736.jpg

sm-p1170733.jpg

Date: 2016-06-03 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Окна - это хорошо, но главное - крышу навели.

Date: 2017-01-20 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Никифоров (from livejournal.com)
Я родился в Ширёгах(это правильное историческое написание). И дом есть и земля - яблони, пчёлы.
Часовенку из окна видно - 50 метров. Интересуюсь историей края. Очень хочется найти какие-то фото церкви с кладбища в Крицах и барского дома в Закрупье. Оба объекта были взорваны в 1943 году, когда немцы отступали. Но, может, и сфотографировали - для отчётности...

Date: 2017-01-20 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Никифоров (from livejournal.com)
А в Лющике ещё пришлось и поработать 1993-1994 учебный год - в этом барском доме СПТУ-17 было(физиком, физруком и ОБЖ). Жил в двухэтажном каменном доме.
И папа мой его закончил после школы.

Date: 2016-06-03 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] morita.livejournal.com
в Лющике мы были-все глухо,закрыто,работы не идут

Date: 2016-06-03 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Зимой тоже глухо было - ни следов, ни рабочих. Может, сейчас всё оживёт? Лето, самое время работать...

Date: 2016-06-05 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] sarmatskij.livejournal.com
Видя такое еще раз убеждаюсь что советский строй русскую деревню уничтожил весьма основательно. В западной Европе не редкость что в таких имениях и по сей день живут те самые фамилии что и сотни лет назад.

Date: 2016-07-23 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] nathalie-zh.livejournal.com
Странно выглядят комнаты заброшенного дома с портретами на стенах. И вещей довольно много осталось... Очень странно.... Как будто бы люди не навсегда уехали, а еще собирались вернуться...
Можно забрать этот пост в сообщество?

Date: 2016-07-24 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] nathalie-zh.livejournal.com
Спасибо! :-))
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] nathalie_zh сослался на вашу запись в своей записи «Рождество-2016, часть 3: окрестности Плюссы (январь 2016) (http://pskov-land.livejournal.com/138224.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Рождество-2016, часть 3: окрестности Плюссы (январь 2016) [...]

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 12:48 am
Powered by Dreamwidth Studios