serguntius: (Default)
[personal profile] serguntius


После Горно-минералогического музея ОАО "Апатит" я отправился изучать город и искать сувениры. Сувениры нашлись практически сразу - в "Большом Вудъявре" рядом с музеем...


Но сначала немного цитат из Википедии ;) Строительство посёлка, ставшего позднее городом, началось в том же 1929 году, что и разработка местных месторождений апатит-нефелиновых руд, открытых академиком А.Е.Ферсманом во время экспедиций 1920-х гг. Рабочий посёлок Хибиногорск, названный так по указанию Ферсмана, получил статус города в 1931 году, а в 1934, после убийства С.М.Кирова, был переименован в Кировск. Город, в отличие от Апатитов, имеет отнюдь не равнинный рельеф, и расположен на невысокой сопке у подножия горы Айкуайвенчорр. Центральная улица города - проспект Ленина, обходит эту сопку с запада.

Самые старые и интересные дома города, включая музейный "Биг-Бен", расположены в самом начале пр.Ленина, в районе полукруглой площади, на которой раньше стоял памятник Ленину. Отсюда я и начал прогулку по городу - покрутился возле "Биг-Бена", зашёл в "Большой Вудъявр" и купил пару магнитиков, вышел на площадь к лестнице, и поднялся по ней в "верхний город" - к городскому ДК и озеру, на берегах которого царит ОАО "Апатит". На берегу Верхнего озера находятся два административных здания "Апатита", крытый спорткомплекс, футбольный и ледовый стадионы. Восточнее озера находится городской парк, а за ним начинается Айкуайвенчорр с его знаменитыми в узких кругах горнолыжными склонами, одними из самых старых в нашей стране: на регулярной основе там катаются и проводят соревнования аж с 1937 года. Возможно, благодаря практически круглогодичным спортивно-туристическим возможностям, Кировск не выглядит полузаброшенным, хотя с 1989 года население сократилось с 44 до 27 тысяч человек. Откровенных заброх (кроме железнодорожного вокзала) я там не видел...

Спустившись с сопки обратно на пр. Ленина, я пошёл по нему в южном направлении, в сторону Апатитов. На автобус до Апатитов я сел в районе микрорайона Солнечный, предварительно пофотографировав тамошнюю церквушку...


Гора Айкуайвенчорр (1075 м.) и район улицы Олимпийской.


Грандиозное заброшенное здание ж/д вокзала (1934-39 гг.), очень напоминающее разрушенные вокзалы Абхазии.


Ещё буквально 20 лет назад здесь была жизнь - ходили электрички, были кассы, буфет и т.д.


В промзоне у вокзала.


"Биг-Бен" на фоне Айкуайвенчорра.


Пр.Ленина, "Биг-Бен" - справа за границей кадра.


Полукруглая площадь, на которой стоит Горно-минералогический музей (слева за моей спиной). Раньше тут стоял памятник Ленину, переехавший потом к городской администрации.


Лестница в "верхний город".


Гостиница "Северная", один из полукруглых домов полукруглой площади полукруглого города.


В створе лестницы, на горке, виден городской ДК.


Мне туда :)


Вид с лестницы на "Большой Вудъявр" - магазин и главное злачное место города.


Лестница - самое благоустроенное место в городе, примерно наравне с набережной Верхнего озера, куда я и иду.


Жилые дома у лестницы.


Сквер у ДК.


Мемориал жителям Кировска, погибшим во время Великой Отечественной.


В ДК "Апатит" идёт ремонт.


Верхнее озеро с набережной и фонариками.


Спортивные объекты у озера (стадион "Горняк", хоккейный стадион и спорткомплекс ОАО "Апатит").


"Близнецы" - административные здания ОАО "Апатит" с химическими формулами оксидов фосфора, алюминия, титана и кремния в качестве украшения.


Памятник В.И.Кондрикову через дорогу от администрации ОАО "Апатит". Василий Иванович Кондриков - первый руководитель треста "Апатит".


Типовая застройка Кировска... В стороне от центральных улиц - такое же уныние, как и в Апатитах, но откровенной разрухи всё же поменьше.


Панорама района ул.Олимпийской. Типовые блочные "хрущобы", слева - озеро Большой Вудъявр, и фоном Хибины, накрытые облаками...


Памятник 160-мм. миномёту образца 1943 г., работавшему в Кировске на лавиноопасных склонах. Установлен под Айкуайвенчорром (гора на заднем плане - это как раз он) в 1986 г. в честь 50-летия первой в СССР снеголавинной службы.

Спускаемся обратно к проспекту Ленина...


Домик с градусником (пр.Ленина, д.10). Градусник показывает оптимистические +10, в Хибинах царит лееето :)


Памятник С.М.Кирову (1934 г.), фактически - основателю Хибиногорска.


Гостиница "Эккос".


Бывшая школа №1.


Здесь в 1952-55 гг. учился Венедикт Ерофеев. Школу он закончил с золотой медалью... Через дорогу от школы находится литмузей Ерофеева (пр.Ленина,15), но о нём я узнал уже в Питере :(


Памятник Максиму Горькому в кустах у школы.


Городская администрация - красивая "сталинка" с колоннами, в которой раньше было управление "Апатита", а теперь сидит городское руководство.


Она же.


Сквер у администрации с вездесущим памятником Ильичу. Этот Ильич раньше стоял в самом центре города, на полукруглой площади.


Угол Ленина и Хибиногорской. Пр.Ленина,15 - дом, в котором жил Венедикт Ерофеев.


Двор пр.Ленина,17... Обратите внимание на нехитрые детские игры в канаве :)


Кировская Центральная горбольница.


Типовая "точка" 1970-х гг. на пр.Ленина, но уже ближе к южной границе города.


Микрорайон "Солнечный" - самый южный микрорайон Кировска, с церквушкой. Шоссе уходит в сторону Апатитов...


Дома "Солнечного".


Церковь Спаса Нерукотворного Образа (2003-04 г.) на фоне одного из отрогов Айкуайвенчорра.



На этом об августовских Хибинах - всё :) Следом будет несколько питерских летне-осенних постов, после чего попробую закончить с прошлогодним ещё Севастополем (там осталось-то всего ничего - рассказать про Херсонес, Малахов курган и Сапун-гору, да прогуляться по ночному городу)...

Date: 2014-11-22 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
в моем детстве тоже была масса игр в канавах и я не знаю, что даже лучше играть там или сидеть в планшетах)) жаль конечно ж/д вокзал там,судя по всему перспектив у него нет никаких.

Date: 2014-11-22 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Мы с друзьями в детстве на железку гулять ходили, на поезда смотрели. А ещё в очередях за едой стояли - занимаешь очередь сразу после школы, сдаёшь её маме а шесть вечера, и идёшь домой уроки делать...

Ж/д вокзал и правда безо всяких перспектив. Возвращать туда пассажирское движение нерентабельно.

Date: 2014-11-22 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
поезда были и в моем детстве. собственно я вырос рядом с ж/д)

Date: 2014-11-23 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] morita.livejournal.com
в канавах лучше,я знаю,я пробовала)
самый лучший полигон для детских игр у нас был на отвалах глины метростроя)))) правда потом нас нещадно лупосили за принесенную домой грязюку)

Date: 2014-11-23 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
ну это нам так кажется.глядишь следующее поколение будет удивлять наших детей))

Date: 2014-11-22 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] fairylive.livejournal.com
Как же так интересно с вокзалом получилось? Перенесли?

Date: 2014-11-23 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Нет, просто убрали пассажирское движение с ветки до Апатитов - и он стал не нужен. А потом почти сразу сгорел.

Date: 2014-11-22 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nordlight-spb.livejournal.com
Какой-то мрачный город совсем или это погода с рельефом такое впечатление создают?

Date: 2014-11-23 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Кировск-то как раз не очень мрачный, это всё из-за погоды :)

Date: 2015-02-13 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] skippy-oz.livejournal.com
С вокзалом связаны городские легенды - якобы, именно из-за него застрелился ленинградский архитектор Митурич. Здание вышло слишком роскошным и его обвинили в растрате средств. Еще говорят, что в Кировск вокзал попал по ошибке - архитектор готовил проект для Кирова.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 05:38 am
Powered by Dreamwidth Studios