serguntius: (Default)
[personal profile] serguntius

 

26 августа мы вчетвером съездили в в архитектурно-этнографический музей "Тальцы". Поездка заняла у нас почти весь день, Аня же снова в полном одиночестве осталась сидеть в гостинице... Музей находится в 50 км от Иркутска на правом берегу Ангары, километрах в 20 от Байкала, так что ехали мы туда всё на том же листвянском автобусе.


По официальным данным, музей сейчас наполнен не более чем на 8% проектного объёма, и с временем должен стать чуть ли не крупнейшим в мире этнографическим музеем под открытым небом. Сейчас музей разделен на 4 зоны - русскую (Ангаро-Илимскую), бурятскую, эвенкийскую и тофаларскую. Сами понимаете, что никакого особого деревянного зодчества ни от кого, кроме русских, ждать особо не приходится, но в музее таки нашлось чего посмотреть и в трёх остальных зонах :)

Недалеко от входа в музей, в прозрачной берёзовой рощице, начинается эвенкийский и тофаларский участки, с разнообразными чумами, загонами, лабазами и захоронениями. В центральной части музея собрана самая интересная постройка Тальцов - Спасская проезжая башня Илимского острога (1667 г.), стоявшая на въезде в Илимск с Енисейского тракта. Её вместе с привратной Казанской церковью (1679 г.) вывезли из Илимска при затоплении Усть-Илимского водохранилища в 1970-х гг, и очень долго потом реставрировали. Кроме острога, в музей перевезено с десяток казачьих и крестьянских усадеб, практически в каждой восстановлены интерьеры и открыты тематические выставки (ткачество, гончарное дело, стекло, куклы). На отшибе, ближе к Ангаре, находится реконструкция бурятского улуса, сибирское кладбище и покосная заимка.

К тому времени, как мы дошли до острога, начало растаскивать тучи и потеплело. Так как кроме архитектурной начинки, в Тальцах полно ещё и всяческих развлекух - там можно покачаться на качелях, попробовать научиться ходить на ходулях, посмотреть на всякие забавные кованые штуки и даже пойти в почти настоящий трактир - мы вплотную ими и занялись :) Особенный энтузиазм вызвали ходули =))) Кроме того, пройдя сквозь весь музей, мы вышли на берег Ангары. Купаться и загорать мы не стали, и просто вылезли на причал и полюбовались сопками на противоположном берегу реки. Ну и налопались спелой малины, которой на берегу реки оказалось очень много.

В Иркутск мы вернулись не слишком поздно, и нам даже хватило сил и времени на небольшую вечернюю прогулку по центру города.


Эвенкийское стойбище. Подозреваю, что пополам с тофаларским, так как отличить одно от другого по фото у меня не получилось :( Конкретно на этой фотографии - чум.




Лабаз.


Навес для лодки.


Палатку напоминает :)


Комплекс захоронений, то ли эвенкийский, то ли тофаларский...




Видно, как меняется эвенкийское кладбище с принятием христианства.


А это - сибирское кладбище. Натуральное, кстати: сюда перенесены останки с двух старых кладбищ, затопленных водохранилищем, а рядом с братской могилой устроена экспозиция. Часовенка на кладбище - новодел, копия утраченной часовни с кладбища села Сухое Кабанского района Иркутской области.


Каскад водяных мельниц (середина XIX в.)


Похоже, что не действует :( А ведь как оно могло бы смотреться!!!


Мельницы эти вывезены из деревни Владимировка Братского района Иркутской области.


Троицкая церковь (1914 г.).


Вывезена в начале 1990-х гг. из деревни Дядино Жигаловского района Иркутской области специально для съёмок русско-японского фильма "Сны о России". За счёт японцев, само собой :)


Трактир, действующая модель 1:1 =)


Дом из Иркутска ждёт реставраторов...


Волостное село. Волостные сёла в Сибири - это, грубо говоря, аналоги нынешних райцентров.


Обрабатывать землю казакам было некогда - поэтому приусадебные наделы земли небольшие, дома стоят плотненько.


В музей перенесено несколько богатых казачьих "городских" усадеб. На фото - усадьба "Сотая" (конец XVIII в.) из села Бельск Черемховского района Иркутской области.


Усадьба крестьянина Зарубина (1я четверть ХХ в.).




В усадьбе Зарубина находится действующее почтовое отделение и экспозиция Тальцинского стекольного завода.


Деревня-малодворка. Отличие от волостного села в том, что это - крестьянские усадьбы: Непомилуева из деревни Гарманка Братского района Иркутской области (конец XVIII в.), Серышева из деревни Дубынина Нижнеилимского района Иркутской области (сер. XIX в.) и Прокопьева из деревни Прокопьевка Нижнеилимского района Иркутской области (конец XIX в.).








Баня.


Почти обзятельно на каждом дворе - двухэтажные хозяйственные постройки и целая серия разнокалиберных сарайчиков.








Сеновал усадьбы Прокопьева. На стене висят коровьи шкуры.


Отдыхаем!


Дом Шеметовой (нач. XIX в.). Вывезен из деревни Шеметова Качугского райфона Иркутской области. Временная сборка.


Сани.


Столб. Обратите внимание, он вырезан из целого бревна!


Скобка. Об неё положено чистить подошву сапогов от всякого говна навоза и грязи:)

Будет ещё 3 не очень больших поста с фотографиями из Тальцов - с интерьерами, Илимским острогом и всякими неархитектурными развлекухами :)

Date: 2011-02-12 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Оригинально)

Date: 2011-02-12 06:06 pm (UTC)

Date: 2011-02-12 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] palborum.livejournal.com
Это, видимо, будет что-то вроде киевского Пирогово.
Любопытно побродить.

Date: 2011-02-12 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Ну да, только с восточно-сибирским уклоном :)

Date: 2011-02-12 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] golovenko.livejournal.com
суровые дома, видимо и хозяева были здоровые-суровые :)

Date: 2011-02-12 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Суровые :) Эти люди Сибирь покоряли!

Date: 2011-02-13 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Устройство кровли восхитило!! http://sesese.narod.ru/foto5/2010_baikal17A_tal16.jpg
В 2001-м почти ничего этого не было, маленький музейчик был, но уже тогда очень интересный.

Date: 2011-02-14 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Судя по всему, они там постоянно что-то новое собирают. И вообще, судя по информации с офсайта, планы у них совершенно грандиозные.

Date: 2011-02-14 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Начнут в этом году Богучанскую ГЭС заполнять. Материала для музеев предостаточно.

Date: 2012-04-05 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] petalum.livejournal.com
Читаю ваши заметки о Байкале. Местами очень забавно =), но так и должно быть.

а по Тальцам, в частности, - фактологические ошибки:
1. волостные села были не только в Сибири
2. в Тальцах все усадьбы - усадьбы крестьян-середняков, только в одной из них - размещена экспозиция "городового" казака
3. на "приусадебных участках" ржаную и ячменную запашку не делали ;), а посевы производили на пашне, за пределами деревни
4. деревня-малодворка отличается от волостного села наличием домохозяйств в составе поселения - в малодворке было не более 3, в волостных селах от 30-40 и выше. Малодворки ставились каждые 20 верст, для обслуживания извоза и дворничества

и т.д.

Date: 2012-04-05 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
1. Знаю.
2-3-4. Повышайте грамотность тётечек-дежурных, чтобы они не рассказывали заезжим туристам всякую фигню, которую потом эти самые туристы разносят по Сети ;)

Date: 2012-04-05 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] petalum.livejournal.com
1. А чего не исправили тогда? =)
2-3-4. А вы ходили с экскурсоводом музея? =) вы же пишете, что экскурсоводов не берете. Сомневаюсь, что экскурсовод мог так сказать.
А если спрашивать смотрителей (тетечек из соседней деревни) и экономить на экскурсии - так и получается.. заезжие туристы разносят потом по сети "всякую фигню" ;)
Смотритель не отвечает за содержание экспозиции (и так во всех музея ;)), поэтому спрашивать смотрителя - все равно что спрашивать местных правильную дорогу - точно покажут неправильную.

Date: 2012-04-05 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Поверьте, у нашей компании богатый опыт общения с экскурсоводами и разнообразными коммерсами. Лучше уж без никого ходить и таблички читать, чем в четырёх случаях из пяти слушать блеяние, выдержки из Википедии и бородатые анекдоты ;) Исключения бывают, но редко.

Date: 2012-04-05 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] petalum.livejournal.com
верю, сама с такими встечалась неоднократно
но музейные экскурсоводы - это научные сотрудники. и знают они о своих экскурсионных объектах более чем предостаточно. и у них как раз лучше всего и брать экскурсии

Date: 2012-04-05 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Попробуй их найди, тех научных сотрудников, особенно в 10 часов утра в будний день, например ;)

А путеводители тоже разные бывают. Встречались мне и такие, что после них Википедия и жежешечка кладезем знаний и эталоном литературного языка покажутся.

Date: 2012-04-05 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] petalum.livejournal.com
Еще вариант - покупать путеводители, там тоже много полезной научно-популярной информации. Лучше, чем Википедия ;)

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 05:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios