serguntius: (SerguntiuS)
[personal profile] serguntius

Наш первоначальный план отводил на посещение Скельской пещеры максимум полдня, оставляя свободными большую часть второй половины дня и весь вечер 10 октября. Всю вторую половину дня мы собирались просто гулять по городу, а вечер было решено посвятить походу на "Сталинград" в кинотеатр "Победа". Но местные севастопольские автобусы внесли свои суровые коррективы в наши планы. Оказалось, что 41 и 182 автобусы, идущие до искомого села Родниковского, рядом с которым находится Скельская пещера, добираются туда настолько разными маршрутами, что время прибытия в конечную точку у них отличается на добрые полтора часа...

Одним словом, мы выбрали неправильный автобус - 182-й. Он отправлялся в 9 утра и потому идеально нам подходил... но вместо того, чтобы за час с небольшим довезти нас до Родниковского, устроил нам внеплановую экскурсию по узеньким и кривым дорожкам Байдарской долины. Экскурсия состояла в медленном и печальном объезде Чернореченского водохранилища по часовой стрелке, с заездом во все тамошние деревни, и заняло всё это удовольствие дополнительно чуть не полтора часа. Примерно на середине маршрута мы с Алёнкой остались в автобусе в гордом одиночестве, чем несказанно удивили водилу, который явно не привык видеть пассажиров на этом участке дороги... Так или иначе, но к половине двенадцатого мы таки достигли села Родниковского, оно же - Скеля, и отправились по дорожке, уходящей в горы по левому берегу речки Узунджи.

Ещё минут через 30 мы доползли до поляны с кассой, закрытой забегаловкой, собаками и очень ласковой кошкой. По просьбе смотрителей пещеры мы просидели минут 20 в ожидании ещё хотя бы одного посетителя, и, так никого и не дождавшись, получили индивидуальную экскурсию по Скельской пещере. За вход в прошлом году брали 70 грн. с человека, нынче вроде берут 200 рублей... Скельскую пещеру открыл в 1904 г. учитель из Скели Ф.Кириллов, в 1947 её объявили памятником природы, а в 2003 году сдали в аренду коммерческой фирме, которая оборудовала её для посещения - провела свет и забетонировала дорожку. К сожалению, прогулка по Скельской пещере - одна из самых коротких среди всех, на которых мы были в Крыму: минут за 40 экскурсии проходится всего 270 метров пещеры. Да и назвать оборудованную часть пещеры самой интересной в Крыму у меня как-то язык не поворачивается...

Поставив галочку о посещении Скельской пещеры, мы вышли обратно на свежий (в прямом и переносном смысле) воздух и поползли вверх по склону - в направлении обнаруженного на поляне у пещеры указателя "Римская дорога". Наверху, на склоне горы, действительно обнаружилась настоящая римская дорога, построенная во II в. н.э. и связывавшая крепость Харакс на мысе Ай-Тодор с Байдарской долиной. Участок дороги неплохо сохранился, и пока Алёнка отдыхала на обочине после подъёма, я сбегал к римскому мосту примерно в полукилометре южнее того места, где мы поднялись к дороге. По римской дороге мы и спустились обратно в Родниковское.

На шоссе мы вышли очень вовремя: за оставшееся до ближайшего автобуса время мы нашли Скельские менгиры, пофотографировали их, и успели перекинуться парой слов с местными бабульками, ждавшими тот же автобус. Именно от родниковских бабулек мы и узнали, что такого холодного октября в Крыму не было уже лет 50-60. На обратном пути автобус не выделывал никаких кренделей по Байдарской долине, а совершенно линейно выкатился на трассу Ялта-Севастополь и повёз нас прямиком в город. Всю обратную дорогу к нам в автобус подсаживались грибники с полными корзинами рыжиков и ещё каких-то крымских грибов - съедобных, но страшно похожих на поганки... Рыжики умопомрачительно пахли, и у нас с Алёнкой на какую-то долю секунды даже проскочила мысль: а не плюнуть ли нам на все эти Херсонесы, Малаховы курганы и Сапун-горы, и не поехать ли завтра на целый день в лес за рыжиками ;)))

До Севастополя мы добрались только к пяти часам вечера. На "5 км" мы сели на троллейбус и поехали в центр - немного погуляли по набережным, купили билеты на "Сталинград", слегка перекусили, и в ожидании нашего сеанса прошлись по засыпающему городу. Вечерние и ночные фотографии Севастополя, собранные по разным дням, я покажу вам отдельным постом :) А за грибами на следующий день мы так и не выбрались - день 11 октября выдался чуть ли не самым тёплым за все наши крымские две недели, и мы отправились в Херсонес - купаться в запрещённых местах и бродить по развалинам;)

На поляне у кассы пещеры. Считаем котов и собак ;)

Алёнка и очень ручная кошка. Второй день подряд нам везёт на наглых котиков =)

Над входом в пещеру...

В самой пещере показывают что-то около 5 залов. К сожалению, я ровным счётом ничего не запомнил из рассказа экскурсовода, так что вам придётся самостоятельно напрягать свою фантазию в поисках традиционных "лягушек", "хранителей", "башен", "городов", "преисподних", "каменных водопадов" и прочих мультяшных героев на фотографиях ;)

Подъём к римской дороге.

Панорама долины Узунджи. Это нижнее течение той самой Узунджи, на которой в её верхнем течении есть каньон. Т.е. здесь можно, например, начинать маршрут, идущий по каньону Узунджи в направлении Большого каньона Крыма. Беру на заметку для будущего маршрута ;)

Римская дорога.

Руины моста Таш-Копыр на римской дороге. Предположительно, мост был построен одновременно в дорогой, а вот название у него более позднее, татарское.

Римская дорога приводит обратно на шоссе в Родниковском.

Солнцецвет.

Памятник с могилы местного священника - в виде греческой церкви, стоявшей в Скеле до 1970-х гг.

Братская могила в Родниковском

Здание на заднем плане - сельский клуб. Менгиры перед ним уже видите?

Скельские менгиры - это археологический памятник бронзового века.

Установлены они были около 4-5 тыс. лет назад, назначение, как вы уже догадываетесь, неизвестно.

В приличном состоянии только два менгира, остальные расколоты.

Но даже в расколотых менгирах есть что-то такое, что не позволяет обозвать их простыми каменюками...